В память Евгению Александровичу Громану
Анна Ахматова однажды написала:
Когда человек умирает,
Изменяются его портреты.
По-другому глаза глядят, и губы
Улыбаются другой улыбкой.
Я заметила это, вернувшись
С похорон одного поэта.
И с тех пор проверяла часто,
И моя догадка подтвердилась.
Когда умирает Учитель, вздрагивают все его ученики. Представляете, сколько человек слушали его, когда он читал Пушкина и Есенина? Сколько учеников ездили с ним по чеховским местам? По местам боевой славы? У него не было особенных наград, но самой наивысшей наградой для учителя всегда является искренная любовь и благодарность учеников, их успех в жизни. И эта награда, безусловно, у Евгения Александровича была. И есть.
Сколько эпох сменилось за то время, пока он работал в школе? Пионеры и комсомольцы, ребята времен перестройки, молодежь девяностых, нулевых… Всего год назад он оставил преподавание, всего год он смог прожить без нас, а мы без него…Можно ли сказать, что он был одинок? У него не было семьи, но его жизнь была отдана школе: ученикам, родителям, коллегам…Наше методическое объединение гордилось Евгением Александровичем: он был нашим солнышком, он так трогательно поздравлял нас со всеми праздниками, дарил нам помадки , те самые, из семидесятых, где только брал…Каждый его юбилей был фейерверком, истинным карнавалом, и невозможно было поверить, что это тот же человек, который так строг и требователен на уроке. Строг, но никогда не груб, исключительно интеллигентен, образцово профессионален, глубок в анализе стихов, точен в оценках персонажей. Он умел объяснить так, что понимали даже самые безнадежные. Он не дарил отметки и не завоевывал дешевую популярность, он растил достойную смену, как говорили в советское время. Он не так давно пришел в нашу школу, до этого была 94, до этого я даже не знаю, но, думаю, количество его учеников достигло нескольких тысяч. Обычно тысячу человек выпускаешь за 10 лет. Евгений Александрович закончил РГПИ в 1973 году, посвятил школе полвека! Пятьдесят лет педагогического стажа – пятьдесят лет творчества, любви, нервов, взлетов и падений, неиссякаемого душевного огня, новых идей и мечтаний…Его классы всегда были по-настоящему дружными и сплоченными, работали и отдыхали вместе…Потрясало в Евгении Александровиче полное отсутствое эмоционального выгорания…Да, здоровье подводило порой, но душой он неизменно был молод и стремился к новым вершинам, и когда вдруг мы чувствовали себя уставшими и разбитыми, то его пример заставлял собраться и снова испытывать вдохновение…
Зачем я пишу все это? Можно ли передать словами ту пустоту, которая остается в сердце при мысли, что его больше нет? Еще несколько дней назад мы обсуждали, что он мог бы вести допы, готовить ребят к экзамену…Мы бы обязательно позвонили ему первого сентября…или он бы позвонил первым…он писал бы на ФБ о своих мыслях, о своих учениках, даже о здоровье, а мы бы ставили лайки и комментировали его умные и забавные посты…или серьезные и лирические…Он писал о своих родителях, о своих учениках, о своих планах..Покойтесь с миром, Евгений Александрович…помним, любим, скорбим…